Новости

Все новости

Погода

Курсы валют

Города

Шахрисабз

 

Шахрисабз в переводе означает Зеленоград. Город, утопающий в зелени садов и виноградников, - таким поныне предстает он при подъезде к нему, таким воспринимался свыше пятисот лет тому назад. «Этот город, - писал Рюи Гонсалес де Клавихо, направлявшийся в 1404 г. во главе испанского посольства ко двору Тимура в Самарканд, - стоял на равнине; со всех сторон вокруг него проходило много ручьев и каналов, и он был окружен множеством садов и домов. …Город был окружен земляным валом и глубоким рвом, и при входах были подъемные мосты».

 

Шахрисабз имел в ту пору и другое название – Кеш, перенесенное от древнего наименования всего района верховьев реки Кашка-Дарьи и от названия его ранней столицы, располагавшейся у современного Китаба. В многометровых слоях Китабского городища (ныне разрушенного и застроенного) археологами были выявлены остатки мощных стен, обнаружена керамика, терракоты, относящиеся к первым векам н.э. В Шахрисабзе же археологические накопления отложились в основном с XIV столетия.

 

Вероятно, Шахрисабз так и остался бы уютным, но вполне обычным феодальным городком, лежащим в центре сельскохозяйственной округи, если бы отсюда не началось восхождение на историческую арену Тимура, «Железного хромца» (так переводилось прозвище Тимур-и-Ленг – Тамерлан на Руси).

 

Тимур родился в 1336 г. в селении Ходжа-Ильгар, что лежит в 13 км от Шахрисабза, в семье эмира Тарагая – не слишком богатого и не очень знатного представителя тюрко-монгольского рода Барласов, феодальным уделом которого был Шахрисабз. Здесь начиналась политическая карьера Тимура, здесь были могилы его отца и сородичей. И потому, став самодержцем Востока, он сохранял особую привязанность к Шахрисабзу, который даже намеревался сделать столицей своей огромной империи. Мудрый государственный расчет все же побудил оставить эту роль за Самаркандом, но тем не менее во все годы правления Тимур проявлял постоянное внимание к родному городу, где было выстроено по его распоряжению немало величественных сооружений. Традицию украшения Шахрисабза продолжил в первой половине XV в. и его просвещенный внук Улугбек.

 

После падения династии Тимуридов Шахрисабз в XVI-XVII вв. как бы отступает в тень, опять став второстепенным городком Кашка-Дарьинского оазиса. С конца XVIII в. весь этот район входит во владения Бухары, и вплоть до революции им управляют зависимые от Бухарского эмирата шахрисабзские беки. Сейчас Шахрисабз является районным центром сельскохозяйственной округи. Его красивое местоположение в предгорной зоне, величественные архитектурные памятники, народные ремесла – вышивка, керамика – все это привлекает сюда многочисленных туристов.

 

Современный Шахрисабз далеко перехлестнул за пределы хисара – укрепленной части тимуридского города, общий контур которого, однако, сохранился в городской планировке. В 1378 г. его прямоугольник был охвачен по распоряжению Тимура крепостными стенами, достигавшими 8-9 метров толщины у подошвы. Стены были сложены в основном пластами глинобитной кладки (пахса); теперь их высота достигает 11 метров – первоначально она была намного больше; примерно через 50 метров располагались полукруглые башни-бурджи, вокруг стен проходил глубокий ров. Все эти укрепления подвергались неоднократным разрушениям и ремонтам, а в наши дни сохранились лишь на отдельных участках.

 

В каждой стене шахрисабзского хисара, примерно в центре, находились городские ворота с подъемными мостами. Главными являлись северные, обращенные в сторону Самарканда, когда-то на них были навешены покрытые надписями железные створы, привезенные Тимуром из захваченного им Герата. В конце XIX в. северные ворота именовались Самаркандскими, западные – Чиракчи, южные – Яккабаг, восточные – Кунчикар. В городе от ворот к воротам тянулись две главные магистрали, пересекавшиеся в центре и делившие его на четыре отдела. Внутренняя планировка этих четвертей, какой она сохранилась от времени шахрисабзских беков, была лишена регулярности: кварталы (гузары) числом пятьдесят два, с плотной одно- или двухэтажной застройкой разделяла причудливая паутина узких криволинейных улочек и тупиков.

 

В XV в. очевидцы отмечали в городе и его округе множество монументальных зданий – богатые жилые дома, дворцы, мечети, медресе, ханака, караван-сараи. Но хотя из них сохранилось менее десятка, притом большинство в руинах, Кеш-Шахрисабз, который одним из восточных историков XV в. именуется по созвучию Кеш-Дилькеш, то есть «Радующий сердце», - был и остается обязанным своей славой именно этим первоклассным архитектурным памятникам, которые величием форм и красотой отделки не уступают постройкам тимуридских столиц Самарканда и Герата.

 

Наиболее грандиозные здания возводились в Шахрисабзе при Тимуре начиная с 1379 г. и вплоть до его кончины в 1405 г. В политической истории Средней Азии год 1379-й ознаменован четвертым, заключительным походом Тимура на Хорезм, когда был захвачен и стерт с лица земли цветущий столичный город Ургенч (ныне – развалины городища Куня-Ургенч в Туркменистане). Отсюда в Мавераннахр было вывезено множество мастеров, ремесленников, чернорабочих, большую часть которых направили на строительные работы в Шахрисабз. Создателя шахрисабзских зданий были и эти ургенчские выходцы, и зодчие местной архитектурной школы, существовавшей в городах Кашка-Дарьинской долины (Карши, Шахрисабз и т.д.), и некоторые иранские мастера, насильственно пригнанные в Мавераннахр после западно-иранских походом Тимура.

 

При всех тяготах подневольного положения творческое содружество строителей различных архитектурных школ на почве Шахрисабза, так же как и в постройках столичного Самарканда, дало великолепные плоды. Именно этим единением знаний, опыта, традиций и созидательных усилий были заложены основы того монументального стиля, который определяет особенности архитектуры Средней Азии конца XIV-XV вв. Его зарождение ощущали даже современники. Характерно, что историк Ибн-Арабшах, выросший в Самарканде в плену и ненавидевший Тимура, в составленной им позднее хронике отдает дань величию тимуровских построек, созданных, по его словам, «в новом стиле». Руины двух монументальных сооружений этого «нового стиля», возведенных по распоряжению Тимура, высятся в Шахрисабзе.

 

В центре Шахрисабза у старинного (но и современного) базара стоит кирпичная пятикупольная постройка. Это традиционный на феодальном Востоке крытый рынок-чорсу. Термин «чорсу» в переводе означает «четыре потока»; им обозначали базарное сооружение, возведенное на пересечении главных рыночных магистралей.

 

Здание в плане крестообразно: центральный квадрат и сильно выдвинутые по осям порталы – они как бы вбирали в свое русло поток пешеходов, всадников, груженых арб. Внутри него – восьмерик со входами в угловые помещения; в них и по периметру восьмерика были размещены многочисленные лавки и прилавки. В композиции господствует обширный и высокий центральный купол, скуфья которого покоится на переходном восьмиграннике; еще четыре куполка вздымаются над проездами. Восемь окон на гранях главного купола дают достаточный доступ света, но они и не чрезмерно велики, благодаря чему внутри регулируется тепловой режим.

 

Время возведения шахрисабзского чорсу пока не уточнено; основываясь на конструкциях (ярус ниш и угловых парусов с восемью промежуточными щитовидными парусами), его можно было бы отнести и к XV в. Но грубоватые кладки и отсутствие каких-либо элементов декора уж очень контрастируют при сопоставлении с постройками Тимура и Улугбека. Возведение чорсу, возможно, приходится уже на XVII век.

 

Среди других гражданских сооружений в Шахрисабзе интересна баня. Она функционирует доныне, но восстановлена на древней основе XV в. Баня обогревается сетью подпольных каналов (канов) и включает помещения для мытья горячей и прохладной водой, массажные, подсобную группу – вестибюль, раздевалки, а когда-то также комнату для кейфа и даже небольшую мечеть. Перекрытия ее – сводчато-купольные. Часть куполов была переложена при ремонте бани лет пятьдесят тому назад.

 

Помимо прославленных памятников XIV-XV вв. в Шахрисабзе есть ряд небезынтересных построек традиционной архитектуры, созданных в сравнительно недавние годы. Квартальная мечеть Казы-Гузар (ей около ста лет) сохранила интересный летний айван на деревянных колоннах с фигурными подбалками. Ханака Малик-Аждара (1911) представляет комплекс строений, группировавшихся вокруг двора. Самое значительное из них – зимняя ханака, купол которой господствует над крышами всех соседних кварталов.

 

Старинные жилые дома Шахрисабза (их сохранилось немного, притом в большинстве они уже перестроены) составляют особую типологическую группу в архитектуре народного узбекского жилища. Для их планировки характерно расположение вокруг двора как бы секций из двух комнат, сблокированных небольшим промежуточным одноколонным айваном. Дома обычно двухэтажные. На внешних фасадах нижний этаж сделан глухим, а верхний, вынесенный вперед на консольных балках, имеет окна и завершен карнизом. Нередко во втором этаже дома устраивается сквозная либо замкнутая с торца лоджия (шипанг), выведенная в простой каркасной конструкции с одной или с тремя стойками. Этот пространственный элемент, столь комфортный в условиях жаркого климата, архитектурно нарушает ту внешнюю замкнутость, которая присуща жилищу на Среднем Востоке. Во внутреннем дворике шахрисабзского дома обязательно поднимаются виноградные лозы, одно-два фруктовых деревца.

 

Иногда гостиная дома – михманхана имеет расписной потолок; вообще же оформление местных домов очень скромно. Но при всей простоте отделки, отсутствии богатого декора шахрисабзскому жилищу присущи органическое единство назначения здания и его общекомпозиционной разработки, чувство пропорций и форм.

 

Архитектурная слава Шахрисабза связана с романтическими руинами его монументальных памятников. Когда-то во дворце Ак-Сарай была начертана горделивая надпись, с которой Тимур как бы обращался к современникам и потомкам: «Если ты сомневаешься в нашей силе и могуществе, - взгляни на наши постройки!»

 

Для нас шахрисабзские памятники звучат как гимн тем мастерам, чей творческий гений вознес эти величественные порталы, своды, купола и в потоке неистощимой фантазии насытил архитектурные поверхности причудливыми узорами.

 

«назад